понедельник, 13 февраля 2012 г.

Стратегии работы: Демпинговать или повышать расценки?

В своем последнем посте Наталья Карья опять затронула жгучий для любого копирайтера вопрос расценок и демпинга. Точнее, существующую на Фрилансе манеру некоторых копирайтеров занижать в "скрытых ответах" стоимость своей работы (тем самым для коллег копирайтер выглядит этаким молодцом с крутыми расценками, а в заказах по-тихому демпингует, предлагая цены в несколько раз ниже своей планки).

Наталья советует обратное: "Попробуйте играть наоборот — указывайте цену ВЫШЕ, чем обычно". На мой взгляд, совет - правильный.

Жгучий вопрос цены

Стоит у меня с начала прошлого года на Фрилансе цена в $5/кз. Так как работаю в основном с постоянными клиентами, то профиль, если честно, обновляю там редко. И вот недавно обращается потенциальный клиент, спрашивает, сколько будет стоить блок статей для сайта. Называю цену, а он говорит: "У вас на Фрилансе $5/кз написано... цены поднялись?".

Раньше, наверное, я бы "попятилась", сказала бы - ну да, давайте $5. Но - со скрипом,с сомнениями - за год я пересмотрела свою ценовую политику.

И в этот раз я детально обосновала клиенту, почему выполнение его заказа у меня будет стоить именно столько, а не $5. Откажется, думаю - ну так что ж, работы и так хватает.

К моему удивлению, этот клиент, пришедший ко мне в расчёте на $5/кз, вполне согласился с обоснованием цены, и даже написал, что раз я поднимаю цены - это говорит о востребованности моих работ. Это написал заказчик!

В итоге мы обменялись взаимными бонусами: заказчик не только согласился с моей ценой, но и довел общую стоимость заказа до ближайшей "круглой суммы", а я в ответ написала больше по знакам, чем договаривались. Оба довольны друг другом :)

И - прямое подтверждение истины о том, что не в демпинге счастье.

P. S. Правда, со старыми заказчиками я работаю по старым ценам. Это входит в моё коммерческое предложение: становитесь моим клиентом сегодня, завтра я буду стоить дороже :)

15 комментариев:

  1. Профиль? Скрины в студию! Я работаю более года на биржах и таких заработков не видел...

    ОтветитьУдалить
  2. По $5 кз, что ли? Это совсем невысокая ставка.

    Я даже не в топе, не звезда. Так, средний эшелон.

    http://www.free-lance.ru/users/migik/

    На Текстсейле я сейчас практически не работаю, но $5 в средних ценах у меня стояло. Скрин тут http://kopy-money.blogspot.com/2012/02/5.html#more

    ОтветитьУдалить
  3. Да, Kefir, в первый год у меня тоже были заказы не выше пары долларов за килознак...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >>>в первый год у меня тоже были заказы не выше пары долларов за килознак<<<
      И кто через год решил, что Ваш труд вырос в цене? Клиенты? Или Вы? Если Вы, то зачем было ждать целый год?)))

      Удалить
    2. Я поднимаю цены постепенно - когда вижу, что заказов по старым расценкам больше, чем я могу выполнить. Следовательно, моя работа востребована, и можно поднять цены без страха остаться без заказов.

      Это довольно консервативная стратегия, зато безопасная :) Потому что обоснована реальным спросом.

      Удалить
    3. Спасибо, стратегию понял. В принципе, сам планирую делать так же (если таки надумаю пофрирайтить), вот и решил уточнить у бывалого.

      >>>По $5 кз, что ли? Это совсем невысокая ставка. Я даже не в топе, не звезда. Так, средний эшелон.<<<
      Татьяна, откуда у Вас информация, что Вы -- "средний эшелон"? С чем вы сравнивали свои ставки? С тем, что написано в профилях фрилансеров? Но ведь это не показатель. Кто мешает владельцам "жирных" профилей демпинговать под прикрытием поднебесных ставок в профиле? В общем, вопрос: Вы уверены, что ставки 10уёв/кз -- не миф, и что если таки не миф, то таких заказов можно огрести не один в месяц, а тысчонки на полторы-две штатовских деньгов дюжину раз в год?

      >>>На Текстсейле я сейчас практически не работаю<<<
      И на Фрилансе, насколько я понял, бегло просмотрев Ваш блог, Вы тоже клиентов не ищете. И на остальных биржах тоже. Откуда ж они к Вам слетаются аж на тыщщщу с лишком баксов в месяц? Вопрос: основную массу деньгонесущих клиентов Вы нашли на биржах, или...?

      Извините за возможный избыток вопросов, но мне очень интересно узнать инфу от профи, добившегося по моим меркам (знаю, мерки пора менять))) огромного успеха.

      Удалить
    4. Сначала на второй вопрос. Сейчас я работаю в основном с постоянными клиентами, а новые обычно приходят по рекомендации. Три года назад, начав зарабатывать в сети, я активно работала на нескольких биржах, сотрудничала с бюро копирайтинга. Появились постоянные клиенты.

      Затем появились клиенты по рекомендациям.

      Потихоньку стали появляться клиенты, пришедшие после знакомства с моими блогами, профилями на различных ресурсах, портфолио (Школа Жизни, Фриланс).

      Некоторые клиенты с Текстсейл постучались в личку, купив статью в "свободной продаже": напишите ещё.

      Параллельно предлагала свои услуги СМИ, издательствам. Где-то сотрудничество было разовым, где-то становилось постоянным.

      Постепенно на поиск заказов я стала тратить всё меньше времени, а год назад практически полностью ушла с бирж.

      Время от времени я и сейчас выхожу на поиск новых клиентов, но уже в новой ценовой категории и с интересными мне заказами.

      В общем, самое главное, на мой взгляд - это писать так, чтобы клиенты становились постоянными.

      Вот, кстати, пост о наработке постоянной клиентуры http://kopy-money.blogspot.com/2009/12/blog-post_07.html

      Удалить
  4. Теперь по первому вопросу. Анализ цен и предложений на разных площадках, свой опыт, общение с коллегами, с "пишущей тусовкой" дают возможность сделать определённые выводы. У меня в избранном есть папка "Дайджест" с длинными списком сайтов, форумов, ЖЖ-сообществ и блогов (в т. ч. редакторских), которые я постоянно отслеживаю. Не то чтобы инфа прям под ногами валялась, но узнать можно довольно многое.

    По личному опыту, заказов по $2 кз на биржах и в бюро копирайтинга выше крыши, при постоянном мониторинге и приличном профуровне можно копаться, как свинье в апельсинах :) По 100 - 200 руб. тоже хватает, хотя для их получения уже надо представить приличное портфолио, поработать над презентацией своих услуг. Оплата в $10 - 12/кз, по моему опыту, тоже вполне реальна. Правда, у меня пока такие заказы бывают нечасто. Над их поиском и формированием постоянной клиентуры с такими ценами надо работать, чем я потихоньку и занимаюсь...

    Вот от $20, на мой взгляд, уже начинаются серьёзные расценки. Это пока для меня "заоблачные высоты".

    Если интересно, некоторые наблюдения по ценам, выложила как-то на форуме "Эксмо": http://forum.eksmo.ru/viewtopic.php?f=97&t=17182&hilit=%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3&start=50

    Плюс к этому есть опыт работы в печатной журналистике, и я знакома с самыми разными расценками: от копеек в районной газете до очень весомых гонораров в столичном "глянце". Стоимость тысячи знаков в нашей провинции в приличных изданиях стоит от 100 рублей; доходит до 200 с премиальными и бонусами за срочность, актуальность, качество, остроту материала; достигает 300 за рекламу. Разумеется, ставки зависят от города, от издания. Расценки в московском глянце, где работает моя хорошая знакомая, совсем другие :) А в районных газетах - третьи :))))

    В общем, ставки могут различаться на порядок (кстати, пост об этой разнице http://kopy-money.blogspot.com/2009/08/blog-post_09.html).

    Знакома я и с оплатой в издательствах, где обычные ставки на написание нон-фикшена - 100 - 150 руб./тыс. А гонорар за проектную книгу может быть выше раз в десять (пока это не моя высота, но - доберусь однажды :)).

    В общем, поиск информации и некоторая аналитика знакомят нас не только с делами на рынке текстовых услуг на своём ценовом уровне, но и дают определённые ориентиры на будущее :)

    Ну и некоторые логические соображения: если мне за рассказ заплатили 5000 рублей, то Лукьяненко наверняка заплатят намноооооооого больше :) И это будет вполне логично. Если даже мне иной раз платят по $10/кз, то Дмитрий Кот наверняка имеет куда более щедрые предложения :)

    Так что 100 - 300 руб. не являются какой-то суперставкой для текстовика. Именно что для "среднего эшелона".

    ОтветитьУдалить
  5. Да, кстати, по поводу звезд. У меня были заказы на Текстсейле по $4 и по $8/кз, причём не разовые, а блоками статей. Продавались статьи "в свободной" по $3, по $5/кз. А звезда была всего-то одна :) И в топе копирайтеров Текстсейл я выше 45-го места, кажется, не поднималась.

    Следовательно, можно прикинуть, что копирайтеры с тремя и пятью звездами работают лучше :))) Продают статьи дороже и, главное, делают это чаще (алгорит выдачи звёзд там такой).

    Смотрим топ Текстсейл на сегодня и видим, что у человека, занимающего первое место (пять звезд) текущая скорость продаж: 1.3 статей/сутки, текущая средняя цена: 5.1 wmz/1000 знаков.

    Второй человек, пять звёзд: Текущая скорость продаж: 1.2 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 7.2 wmz/1000 знаков

    А это система статистики биржи, она не врёт.

    Третий человек, пять звёзд:
    Текущая скорость продаж: 1.6 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 5.1 wmz/1000 знаков

    Четвёртый, пять звёзд:
    Текущая скорость продаж: 0.7 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 7.3 wmz/1000 знаков

    Пятый, пять звёзд:
    Текущая скорость продаж: 1.6 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 7.4 wmz/1000 знаков

    Шестой, пять звёзд:
    Текущая скорость продаж: 1.2 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 7.6 wmz/1000 знаков

    Седьмой, пять звёзд (ВНИМАНИЕ):
    Текущая скорость продаж: 0.8 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 9.7 wmz/1000 знаков

    Восьмой, четыре звезды:
    Текущая скорость продаж: 1.3 статей/сутки
    Текущая средняя цена: 7.0 wmz/1000 знаков

    И так далее...

    Учитывается средняя стоимость проданных работ, скорость продаж, объём проданного (статьи разной величины, общий заработок разный), плюсы от заказчиков.

    А ведь Текстсейл - это биржа, с которой топовые копирайтеры рано или поздно уходят, разочаровавшись в потолке заработков :)

    Для интереса можно посмотреть топ закрытой биржи, Текстброкера: копирайтеры 5-го уровня работают по расценкам в $5 - $20.

    В общем, есть куда расти :)

    ОтветитьУдалить
  6. Прежде всего спасибо за исчерпывающие ответы. Крайне редко встречаю в сети людей, готовых за так уделить незнакомцу столько внимания и времени (а ведь у Вас получился не столько ответ на вопрос в комменте, сколько практически новая статья). Ещё раз большое спасибо!

    Не понял только одного:
    >>>А гонорар за проектную книгу может быть выше раз в десять<<<
    Что такое "проектная книга"? Которая пишется по договору заказа? Или это книга, написанная под проект — к примеру — "Дарья Донцова"? Чё-то Гугл вразумительного пишет мало, а на Яше меня забанили))) Если это книга, написанная по заказу издательства, то неужели там такие расценки для дебютантов? Меня пару лет назад один из редакторов "Эксмо" решил спустить с небес на землю: сказал, что на писательские гонорары могут прожить единицы. А у Вас тут за книжку в 10 а.л. выходит под $20к! А на такие денежки я до выхода следующей книжки — даже если она выйдет через год (да, я знаю, что я оптимист))) — прожить таки смог бы)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, конечно, это расценки не для дебютантов :)) Это работа для профи, позволяющая что-то кушать, в то время как обычных гонораров за книгу хватает скорее как стипендии, на "обмыть и позабыть".

      Поищите Этногенез, Сточкер, Метро и др.

      Но там тоже все не совсем просто: и гонорары для разных авторов разные (кому 200, кому 500, а новичку могут дать копейки), и бывают обломы с договорами, и много что ещё. Но люди, которых я знаю лично, работали над такими вещами.

      А есть и проекты, где гонорары копеечные, тысяч по тридцать за книгу, но это даже не смешно - какой смысл писать что-то проектное за такие копейки, если можно написать за те же копейки своё. В "Крылове", наприер, за повесть в рамках общего мира, с общими условиями, предлагают 10 тыс. за 6 а. л. Издевательство :))

      Вот тут почитайте:
      http://timur-aliev.livejournal.com/440459.html
      http://snovazima.livejournal.com/59166.html
      http://shickarev.livejournal.com/125275.html

      Ну дальше сами :)

      Удалить
  7. Забыл самое главное.
    >>>По личному опыту, заказов по $2 кз на биржах и в бюро копирайтинга выше крыши<<<
    Вот уже пару дней листаю "ленту проектов" на free-lance.ru, и что-то не могу найти того волшебного места, где "можно копаться, как свинье в апельсинах". Все заказы -- сплошь копеечный рерайтинг, крайне редко мелькает копирайтинг по доллару за килознак. Если что дороже и было, то я, видимо, просмотрел. Не там ищу? Соглашаться на полудолларовый рерайтинг в надежде отхватить жирного постоянного клиента по рекомендации довольного заказчика дешёвого контента? Слабо верится, что заказчик дешёвки порекомендует меня более солидному клиенту. Откуда он узнает мои гениальные способности, если я ему клепаю дешёвый рерайтинг? Не выкладываться же по полной за полдоллара (а иногда и дешевле), чтобы твоё мегамастерство заметил тот, кому хватает недомастерства за 10 рублей?)))

    ОтветитьУдалить
  8. Ещё раз спасибо за внимание.

    >>>Сначала просто не будет<<<
    Так ведь я лёгкой деньги и не жду. Как раз и собирался рерайтить за 15 рублей для начала.

    Предложенные Вами навскидку проекты на Фрилансе я видел. Изо всех более-менее для меня реальный только один (и то там требования явно завышены, учитывая размер оплаты). К остальным пока не готов. Конечно, профи напишет на любую тему, но на тему "ведения бизнеса в Литве, инвестиций в Литву, иммиграции в Литву" я напишу муть, ибо не знаю там броду. Плюс к этому у проекта скромная надпись: "Данный бюджет рассчитан
    на исполнителей высокого класса".

    Вдобавок я ещё не всеядный спец мужского пола, а потому мне тема женского белья не близка, равно как и тема свадьбы. И про тамадЕЙ я знаю только то, что они мне не нравятся))), а как писать на тему, которая тебе поперёк горла?

    К тому же последний заказчик (свадьбы и тамада) на Фрилансе всего три месяца, положительных отзывов аж три, и платит он подозрительно для Фриланса нехило —- 100/1000. А заказчик на тему женского белья и того хлеще: на сайте меньше месяца, цену ставит 5$ за 1000 знаков, и при такой прекрасной цене у него ни одного предложения от вечноголодных флилансеров. С чего бы это? Наверняка потому, что каждый сидит и думает: "С чего бы это?")))

    Ещё один проект из серии "необходимы несколько ответственных и грамотных копирайтера" за "60р за 1000зн.б.п." тоже от заказчика, который на Фрилансе не пробыл и месяца. В проекте ни тебе темы, ни ТЗ, а только "оплата после проверки статьи". К тому же эл.адрес заказчика нигде в инете не засвечен, кроме как в подобном объявлении на другом сайте. На мой взгляд —- замануха для доверчивых любителей писать забесплатно.

    Другой проект предложил довольно требовательный дядька, ибо "Побольше уникальных слов, поменьше перечислений (буду удалять и заставлять переделывать) и эпитетов". Плюс требования в стиле "Статья должна быть оформлена абзацы, под абзацы" —- и пойми, чего он хочет. А раз он уже настроился "удалять и заставлять переделывать", то его статью бедняга копи будет переделывать не раз, это как пить дать, какой бы гениальной статья ни была (ибо всегда можно сказать, что уникальных слов в статье мало, а перечислений много). И это счастье аж за целых 200 рублей. Убить день (если не больше) и нервы за такие деньжищи?)))

    Думаю, что я избрал неверный подход к поиску работы. Буду учиться (хотя, скорее, надо лечиться))). Спасибо Вам, Татьяна, за ответы и советы, и всего Вам хорошего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "ни одного предложения от вечноголодных флилансеров"

      А, тут секрет прост - во-первых, там стоит значок "про", а "прошников" такая цена не всегда устраивает. Во-вторых, сейчас всё больше фрилансеров (особенно демпингующих) скрывает свои заявки от посторонних глаз - чтобы видел только заказчик.

      "На мой взгляд —- замануха для доверчивых любителей писать забесплатно".

      С таким подходом у меня не было бы и четверти новых заказов :) Всё решается в личном общении с заказчиком. Ну, при определённом опыте неадекваты фильтруются, необходимость предоплаты удаётся доказать, есть способы подстраховки... В общем, кидал бояться - на Фриланс не ходить :)

      Кстати, кидал намного больше именно в нижнем ценовом сегменте.

      "Вдобавок я ещё не всеядный спец мужского пола"

      Тут у каждого своя стратегия. Я, например, всеядна :)) Ну, почти. И это особенно хорошо помогало на начальном этапе. Конечно, у меня есть любимые темы - сейчас я стараюсь писать только по ним. Но при необходимости... Однажды пришлось, например, овладеть темой производства рольставен, причём на серьёзном уровне - заказчику понравились статьи об их продаже, потребовались более сложные - о производстве, ремонте, по ряду технологических вопросов... Ну, в общем, уже пару лет как сотрудничаем :))

      Есть и другая стратегия: копирайтер специализируется исключительно на дной-двух темах, где становится докой. Особенно оправдано это, если речь идёт об узких, специальных темах. Например, строительство, юриспруденция. С поиском заказов сложнее, зато за таких спецов платят очень много. Недавно искала по просьбе знакомого человека, разбирающегося в автомобилях на профуровне (не рерайт), цена - $10/кз. Нужного уровня не нашла, хотя спрашивала у менеджеров бюро копирайтинга :( Дефицит в таких спецах, говорят!

      В общем, и тот, и другой подход имеет право на существование - кому что ближе.

      Удалить
    2. Это снова я. Беру свои слова >>>Убейте меня, но я не могу там найти значок "про"<<< обратно. Нашёл и значок "про", и "Ответить на проект (61)". Стоило только включить мозг)))

      Удалить