вторник, 12 июля 2011 г.

Хочу всего и много, или Почему обе стратегии успеха не работают

И постоянно ж меня спрашивают знакомые "в реале", как бы так сидеть дома и получать за это деньги. Да, примерно в таких вот выражениях :) А что? Несмотря на скачущие в последние два месяца заработки, что связано с необходимостью приводить здоровье в приличное состояние, менять фрилансерскую деятельность на офисную работу я не собираюсь. Позавчера - 700 рублей, вчера - 2 400 рублей, сегодня - 1000, так как почти весь день пришлось заниматься "реабилитационными мероприятиями", проще говоря, докторами, спортзалом и массажем, что в сочетании с приёмом лекарств зверски выматывает.

И тем не менее, заработки меня, хоть и скачут и к поставленной цели не приближаются, но более-менее устраивают. А вот заработки моих коллег-журналистов в нашей области - не устраивают, тем более что порой сопровождаются "посткризисными"пионерскими нагрузками. Недавно прочитала в одном из местных блогов рассказ коллеги о маленьких беспредельчиках, вынудивших её махнуть на всё рукой и тоже йути во фриланс. Но в большинстве своём люди боятся потерять оклад, работу (вот, кстати, к чему приводит отсутствие "запасного аэродрома") - и стоят по стройке смирно. Но при встречах, узнавая, что я по прежнему не хочу уходить из фриланса, тоже задумываются - а может...

Увы, у них не получится. И не только потому, что привыкли к соцпакету и постоянному окладу. Они просто не понимают и не хотят понимать, что для того, чтобы начать достойно зарабатывать фрилансом, нужно приложить некоторые усилия: освоиться в этой области, найти заказчиков, продемонстрировать свои способности, закрепиться… Нет, хотят всё – и сразу. «Посоветуй, как», - просят меня. Ожидая, что сейчас же получат рецепт гарантированного фрилансерского заработка хотя бы в штуку у. е. Только чтобы сразу. Так сказать, чтобы без промежуточных трудовых затрат перейти со стабильной офисной работы на не менее стабильную «фрилансерскую». И обижаются, хотя я ничего не скрываю…

На мой взгляд, существует две стратегии подъёма на вершину приличных фрилансерских заработков.



Первая – начинаем с нуля. Изучаем рынок копирайтинга (или чем вы там занимаетесь), специфику работы, поднимаемся от недорогих заказов к высоким… Мне по душе эта стратегия. Возможно, потому, что я Козерог. Медленно, но стабильно. В гору, в гору, в гору. Плюс узнаёшь, как крутится вся эта машина – до мельчайших шестерёнок. Стратегия подходит тем, кто резко меняет сферу деятельности (скажем, ни журналистикой, ни копирайтингом до этого не занимался), и тем, кто в результате форс-мажоров остался без финансовой подушки и иных заработков. Пусть сначала немного, но зарабатывать начнёшь сразу. А дальше – в гору…

Вторая стратегия – сразу устанавливаем планку заработков не ниже, чем гонорары в офисе. Тратим время на то, чтобы оформить отличное портфолио, создать блестящее резюме. (Понятно, что это стратегия не для новичков). А затем – проедаем финансовую подушку, пытаясь поймать «жирного» заказчика или найти веб-ресурс, печатный журнал, издательство и т. п., которые сразу будут платить вам столько, сколько хочется. Эта стратегия тоже работает, но требует терпения, умения ждать и, главное, работать и не опускать руки, когда в течение нескольких месяцев нет ни одного устраивающего вас заказа.

То есть время на то, чтобы забраться на приличный уровень заработков, в любом случае понадобится. И тот, кто карабкается вверх по ступенькам недорогих заказов, и тот, кто неделями и месяцами атакует потенциальных заказчиков резюме и предложениями, через некоторое время сойдутся в точке «не меньше чем в офисе – и стабильно». Обе стратеги работают. Но при одном условии – если работаете вы.


А те мои бывшие коллеги, кто просит совета, как правило, тратить время не хотят. «Чего это я с одного бакса начинать буду?» – возмущаются они, заслышав о первой стратеги. «Так это, может, у меня полгода на поиск стабильной работы и постоянных заказчиков уйдёт!» – говорят о второй.

Ещё сложнее бывает с теми, кто, разочаровавшись в своей сфере, решает попробовать себя в копирайтинге, так как вполне грамотен и в школе писал сочинения. Почему бы и нет? Начинай! Но как часто приходится слышать: «Я же бухгалтер со стажем, а на меня как на новичка смотрят!!!».

Грустно – иногда «ломаются» в самом начале, даже не приложив нормальных усилий. Хотела привлечь к делу свою маму – ей как раз нужна хорошая интеллигентная работа. Человек грамотный, но надо подучиться «конструировать» статьи, изучить некоторые профессиональные приёмы, технику. Месяца бы ей хватило. Начали работать – дала несколько «десятирублёвых» заказов с Фриланса, сроки не поджимают, тема простая – описание местных заведений… Пишет медленно, конечно, я корректирую, перспективы видны. Мне видны. Ей – видимо, нет. На корректировки обижается, итогом (50 рублей за день) – понятно, не довольна. А ведь у неё сразу была немалая фора - не надо изучать, как работают биржи, не надо искать заказчиков - всё предоставлю я. Считай, "блат", как любят говорить люди советского времени. Только руку набей, приёмы изучи... Через три дня бросила. Выбрала «синицу» - малоинтересную, неперспективную, но стабильную…

… Вот интересно… В какой-то степени переход во фриланс сродни переезду в Москву или другую страну. Или входу в новую сферу деятельности. Если заранее не подготовил «запасной аэродром», придётся начинать с нуля. Да и если раньше бывали «подработки», всё равно, чтобы выйти хотя бы на офисный заработок, надо приложить усилия.

Так вот – почему-то, переезжая без приглашения работодателя в столицу или другую страну, каждый понимает, что придётся потратить время на поиск работы, рассылку резюме, поиск вакансий, собеседования… Понимают, что если новая сфера деятельности – вероятно, придётся начать карьеру с нуля.

А тут – не понимают. Всего и сразу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий