Вы заметили, кто чаще всего использует слово «блат»? Да, люди, которые особенными успехами похвалиться не могут. И в том, что кому-то досталась должность или кто-то получил от знакомого заказ, они обвиняют вездесущий «блат». Не буду спорить - есть случаи, и их в нашей стране немало, когда, по старинной советской, а теперь и российской, традиции, места занимают люди, совершенно занимающей должности не соответствующие, но являющиеся родственниками, друзьями, знакомыми и «рекомендованными» лицами «покровителя».
Но словечко «блат» часто используется при любом факте деловых контактов. Вот два, казалось бы, профессионала. Про одного Фёдор Фёдорович, раздающий должности и деньги, знает, так как ему наперебой рекомендуют его услуги знакомые, про другого - нет. «Блат!» - кричит обиженный. И не замечает, что он почему-то всегда оказывается обойдённым. А того, что «с блатом», и туда приглашают, и тот проект вести предлагают…
Блат ли это? Или просто налаженные деловые контакты и отличная репутация? Продолжая прошлый пост о самопиаре, предлагаю подумать над этим вопросом. Особенно тем, кто считает, что «без блата никуда».
Никуда? Ну так создавайте себе этот «блат» сами!
Для этого вернёмся к теме прошлого поста - о самопиаре. Молва бежит впереди нас. Порой заказы приходят из самых неожиданных мест, через десятого знакомого. Но для этого, повторяю, надо, чтобы она была, эта молва. Что для этого следует делать? Не скрывать свои таланты и профессиональные умения. Наоборот - держать ваших знакомых и родственников в курсе того, чем вы занимаетесь, какими талантами обладаете и какие услуги готовы предложить.
Приведу конкретные примеры.
Вот, скажем, курсовики-рефераты (сквозная тема последних статей этого блога). Не только однокурсники и «однообщажники» знали о том, что я пишу учебные работы, но и семья - которой я отнюдь не запрещала рассказывать при случае, чем подрабатывает дочь при скудной российской стипендии. В результате однажды обратился сосед - офицер, решивший поучиься в военной Академии, и нуждавшийся в контрольных. Затем - двоюродный брат соседа. Потом - ещё одна родственница этого же соседа... Смешно сказать: редактор, которая относилась к моим подработкам малоодобрительно, однажды подошла и шепнула на ухо… что есть клиента - её сестра :)
Всё это происходит потому, что, когда понадобится профессионал не слишком известной в широких кругах профессии, то человеку, с данной сферой не связанному, обычно чем искать - легче обратиться к тому, кого он знает лично. Запомните этот момент, мы к нему ещё вернёмся.
Иногда клиентов может принести и ваш личный блог, который демонстрирует ваш стиль, ваше умение писать и заинтересовывать читателей. Некоторые клиенты обращаются ко мне через личный блог, поскольку я пишу в нём обо всем, что меня интересует - в том числе и о работе. Впрочем, кто-то может и не писать в личном блоге о работе - это нормально, ведь все мы хотим приватности. Так что приватность вашего блога - конечно, дело личное. Не всякий опыт хорош для всех и каждого. (У меня, кстати, блог, хотя я и называю его «личным», отражает в основном публичную сторону жизни, о частной практически не пишу или пишу «под замком» - а ведь многие ведут как раз таки частные блоги).
Так что, повторяю, писать о своей работе копирайтера, журналиста в личном блоге или нет - каждый выбирает сам. Но и скрывать то, что вы журналист, копирайтер, текстовик, думаю, не стоит. Вдруг кому из знакомых потребуется написать текст?
Ведь человеку, мало связанному с текстовым рынком, пиаром и журналистикой, сложно с ходу найти адекватного исполнителя. Проще обратиться к знакомому, работающему в этой сфере.
Именно так я получала многие заказы: от бывших однокурсников, начавших политическую карьеру в разных партиях, от бывшей одноклассницы, с которой встретились в кафе - разговаривали о том, кто чем занимается, а потом, через несколько месяцев, мобильник тренькнул и незнакомые лица предложили интересную работу по $12/килознак… откуда? Оксана посоветовала!
Блат? Ну, господа, можете называть это как хотите. Но согласитесь, что без профессиональных навыков и высокого качества работы (которое даёт постоянных клиентов и их рекомендации!) этого «блата» просто не могло бы быть.
Вот об этом-то чаще всего и забывают ожесточившиеся товарищи, которые полагают, что их все зажимают и притесняют, а были бы у них такие знакомые… уж они бы… ухххх!!!
Однако вернёмся к теме создания «блата» своими руками.
Держите знакомых в курсе ваших достижений! (Профессиональных, разумеется, или околопрофессиональных - сексуальные рекорды вряд ли кого-то профессионально заинтересуют… Хотя... :) ).
Например, недавно завершился полугодовой конкурсный проект, который я поддерживала для одного издания. Почему пригласили меня? Потому что у меня довольно неплохой опыт участия в литературных конкурсах. Надо сказать, что свои успехи (а это с полдюжины выигранных литературных конкурсов - от журналов, объединений, самопальных, с денежными и книжными призами, публикациями) я всегда стеснялась афишировать в коллективе. Как-то это казалось не то чтобы несерьёзным… но пару раз обмолвилась. И это, представьте, оказалось полезным. И даже не в деньгах дело - а в очень серьёзном организационном опыте.
Другой пример. По образованию я историк, но по профессии работала мало (несколько месяцев учителем в школе). Тем не менее, образование очень пригодилось, когда среди журналистов искали кандидатов для написания нон-фикшен. Опять же, деньги небольшие, но опыт…
Я вообще считаю, что иногда опыт значит намного больше, чем деньги.
Скажем, почти год редактирования одной небольшой газеты принёс мне не только строчку в трудовой, но и неоценимый опыт по руководству процессом сбора и отбора материалов, верстки, продвижения, установления контактов с типографией, «Прессой», почтой… Платили немного, но опыт, сын ошибок трудных, оказался очень полезен для дальнейшей работы и в СМИ, и в блогосфере… Да и строчка в трудовой и резюме - «Главный редактор» - тоже лишней не бывает!
А кто мне предложил эту работу? Школьный учитель, ставший помощником одного, скажем так, высокопоставленного лица. Надо было срочно найти замену редактору, причём, желательно, среди знакомых и лояльных журналистов. Я знаю, многие в таких случаях употребляют словечко «блат». В одной из дискуссий на форуме Адвего некая особа аж захлёбывалась в ненависти, утверждая, что «в СМИ можно попасть только по блату».
Блат! Сколько презрения, ненависти и зависти вкладывается в это слово… Причём человек, употребляющий это слово, чаще всего не различает - действительно ли это «блат», то есть выбор среди «своих» независимо от деловых способностей занимающего место, или же результат наработанной репутации.
Такой «блат», уверяю вас, может создать себе каждый.
Он ещё называется «деловые контакты». Но требует много работы, прежде всего над качеством услуг - ведь чтобы тебя приглашали и рекомендовали, нужно из себя хоть что-нибудь представлять.
====================
Кстати, нашла недавно в сети интересное сообщество для расширения деловых контактов и профессиональных связей. Вы можете написать мне на почту obsydyan @ yandex.ru, и я вышлю бесплатный инвайт в систему.
у таких особ(речь понятно о ком:)) все вокруг плохи и все виноваты в их бедах - не стоит обращать внимания. а в СМИ - что в 80, что сейчас( я сама в очередной раз недавно убедилась), попасть можно и без образования, а не то что блата(правда и оплата небольшая)
ОтветитьУдалитьДа, журфак не требуется. А оплата зависит от уровня СМИ.
ОтветитьУдалитьКричат, что по блату? Ну и пусть кричат ) Вокруг много завистников, которым кажется, что мы им мешаем жить. И что мы их лишаем кучи возможностей )
ОтветитьУдалитьИ самое главное — если отойти в сторону и предоставить им эти возможности, они все равно не воспользуются. Кричать-то интереснее )
"если отойти в сторону и предоставить им эти возможности, они все равно не воспользуются"
ОтветитьУдалитьВот именно!