воскресенье, 11 апреля 2010 г.

О роли самопиара в карьере фрилансера. Кому стоит бороться со скромностью

Итак, в прошлой статье речь шла о фрилансере, который работает в сети, но поглядывает по сторонам: вдруг кому-то на соседней улице понадобятся его услуги? Многим сетевым фрилансерам то, что я говорю, может показаться смешным — зачем это надо, когда есть интернет и клиенты в интернете. Но я начинала свой фриланс в те годы, когда в интернете и Текстсейла-то не было — представляете? Дремучая древность. И, может быть, поэтому у меня есть опыт, которого нет у чистых интернет-фрилансеров, и который я считаю очень полезным — опыт создания вокруг себя-реальной сферы потенциальных клиентов.

В результате это повышает защищённость фрилансера в два раза. С одной стороны, у меня есть расширяющаяся сфера клиентов в сети, с другой — в реальности.

Оторвись от монитора! Выгляни в окно! Что там? 
Быть может - новые горизонты?

Впрочем, я не настаиваю на том, что кому-то может быть удобно работать исключительно в условиях интернета. Если это сообразуется с вашим характером, и приносит весомые финансовые плоды — это прекрасно. В конце концов, есть глубокие интроверты, близкие к аутизму (и я, наверное, очень близка к этому типу — всё-таки предпочитаю в основном работать в интернете). В общем, если вы категорически не хотите связывать свою работу с реалом, и при этом вполне довольны своим финансовым положение и перспективами — никто вас не заставляет ломать свои установки. В конце концов, у каждого из нас своя стратегия жизненного альпинизма.

Но если вы считаете, что лишний буфер для смягчения ударов судьбы вам не помешает — подумайте о расширении вашей сферы потенциальных клиентов на «реал».

Тем более что для этого нужно не так уж много. Главное, как это ни смешно — не молчать о своих успехах.


Самопиар? Да самопиар. Ведь для того, чтобы вам что-то предложили сделать, надо, чтобы люди знали, что вы можете это сделать. А откуда ваше окружение в реальности об этом узнает, если вы сами будете молчать, как рыба? Как говорится, сам себя не похвалишь...


Не стоит молчать о реальных достижениях

Если вам кажется, что это — прописные истины, поздравляю: вы знаете то, до чего мне удалось дойти не сразу: достаточно долгое время я не афишировала, а то и скрывала часть своей деятельности, смущалась выигранных литературных конкурсов, стеснялась признаться в университете, что работаю в газете, не признавалась коллегам, что имею опыт редактирования самостоятельного издания и так далее. Да и сейчас я не склонна слишком афишировать часть своей деятельности. Сложно сказать, сколько из-за этого шансов я проворонила. Хотя, с другой стороны, всё, что ни делается — к лучшему, по крайней мере, некоторые свои ошибки вбивают прописные истины лучше чужих...

Но, конечно, и перехваливать себя не нужно. Вспомним известную притчу о мудреце, который на пиру сел в самом конце стола, и на просьбы пересесть на почётное место ответил: «Лучше, чтобы тебя с честь попросили пересесть выше, чем с позором выгнали с несправедливо занятого места».

Так что это советы ни в коем случае не для тех, кто любит прихвастнуть, не имея ничего за душой, и покупает китайский «Ролекс» и тайваньский «Паркер», чтобы выглядеть успешным... Это — мой личный опыт преодоления мешающей склонности скрывать свои достижения, и статья написана для тех, кто стесняется полученной в школе медали или выигранной олимпиады, помалкивает об изданном романе или литературной премии. Таких людей на удивление много, и эта ложная (даже в какой-то мере глупая) скромность мешает их самопрезентации.

Не любите хвастать? Сообщайте об успехах предельно лаконично. «Имею опыт сценарной работы, фильмы: А, В, С, D». Или: «В портфолио представлены работы для фирм Х, Y, Z» (выбирайте, конечно, самые весомые имена).

Этого достаточно, и смотрится намного лучше, чем самопиар лузеров на множество абзацев типа «Мои сценарии перевернут мир. Идеи, достойные голливудских блокбастеров, ищут воплощения...» или «Этот супер-курс, написанный всемирно известным гением дизайна, то есть мной, Васей Пукиным, который разрабатывал рекламу для самого МакДоналдса...» (в то время, как этот Вася написал краткую заметку в местную прессу для новосибирского «Мака»).
 
 Самопрезентация самопрезентации рознь

Понятно, о чём я говорю, да? Я говорю не о том самопиаре, примеров которого хватает в избытке. Но информация о ваших успехах должна быть.

Молва бежит впереди нас, и заказы порой приходят через десятого знакомого. Но для этого, повторяю, необходимо, чтобы эта молва была. Не нужно скрывать свои успехи, достижения, профессиональные навыки. Наоборот — стоит держать ваших знакомых и родственников в курсе того, чем вы занимаетесь, какими талантами обладаете и какие услуги готовы предложить.

В частности, именно таким образом у меня периодически появляются заказы на статьи по $12/килознак для буклетов и сайтов некоторых предприятий, на дипломы-диссертации, точно также («а кто бы нам мог это сделать? аааа, вспомнил...») приглашали на ряд проектов: от редактирования узкоспециализированной газеты и написания политических предвыборных материалов до работы над энциклопедией или интернет-проектом крупного издания.

Впрочем, дела не ждут, заказчики тем более — а мемуары могут растянуться на несколько алок. Поэтому на сегодня я плавно закругляюсь, а примерами из личной жизни поделюсь в следующем посте.

P. S. На сегодня у меня из реала — три заказа на 8 700 рублей (диплом, курсовая и реферат для аспиранта), и ежемесячный доход от удалённой работы в сети на 5 000 руб. В прошлом месяце был ещё один разовый заказ, на модерирование форума, на 6 000 руб. Ну и плюс тысяча — другая идёт за счёт авторских колонок и тому подобных необременительных нерепортажных материалов в местных газетах.

Забавно — раньше сеть была подработкой, теперь - «реал» :)

1 комментарий:

  1. Очень и очень важная штука - этот самопиар. В юности это качество называли максималистичной самоуверенностью, а теперь - оно мной осознано и я этим оружием пользуюсь с удовольствием, толком и расстановкой. Основная трудность, для меня, заключалась в отделении оценок меня, как личности, от оценок меня, как специалиста... С тех пор существует правило: жизнь и творчество - отдельно, работа - отдельно.

    ОтветитьУдалить