воскресенье, 28 ноября 2010 г.

Я – шудра

Обидно, считая себя творческим человеком, выяснить, что ты - наёмная пешка? Обидно, полагая себя брамином, оказаться шудрой?

Прошла небольшой тест на сайте «Школы Жизни». Можете посмотреть, если захотите - выбор там между шудрами-исполнителями, вашьями, кшатриями, раждами и браминами. в принципе, тест простенький, по предлагаемым вопросам ясно, какой будет ответ. Но…

Отвечала я честно, не пытаясь выбрать ответ «покрасившее» - так, как ощущала себя на тот момент.


И вот итог. Шудра.

Сначала я удивилась. Это я-то - примерный исполнитель? Я, постоянно последняя в редакции по нормам выработки, предпочитавшая сторонние «халявки» и «шабашки», посылавшая официальные задания нафиг ради написания рассказа на конкурс или перспективы попасть с повестью в готовящийся сборник? Я, типичный фрилансер?.. Убеждённый фрилансер?!

А потом проанализировала свои ответы и поняла - в последнее время в голове у меня случился перелом. Некоторые весьма важные изменения. С какой-то стороны - положительные, с другой - отрицательные.

Я стала ответственней и собранней.

Но оказалось, что тут есть тоже свои проблемы…
С одной стороны - прекрасно! Я помню, как два года назад, в октябре 2008 года. работая над энциклопедией, я не могла в день заставить себя сделать каких-то 5 000 знаков! Смотрю назад и поражаюсь. Смешно! Я зависала над трёхтысячной авторской колонкой на полдня, вместо того, чтобы отмудохать её за полчаса. Статейка на интерьерную тематику для газетного приложения на две с половиной тысячи знаков занимала у меня сутки! «Срыв сроков» означал у меня не час не два. не три и даже не день. А «надо было сдать в среду, сегодня утро понедельника».

Адвего - вот лучшее лекарство, которое помогло мне начать мыслить другими временными категориями. Три часа на статью? Она пишется за три часа. И за день успевается пять, десять таких статей!

Конечно, срывы сроков для меня были характерны и эти два года. Что есть - то есть. Главная моя беда. Но в оптимизаторской конторе. где я сейчас работаю, ввели дедлайны. И… я стала в них вкладываться лучше, чем в напоминания начальства «Ну и где статья-то?».

И мне это понравилось.

А теперь - минусы. Да, мне это понравилось - успевать в срок, писать в день десятки тысяч знаков. Это обеспечило меня постоянной работой, о чём я писала в итоговых размышлениях. Работы - ешь, не хочу. Написал - будет новая. И неплохо оплачивается (доходы по сравнению с газетными выросли на сегодняшний момент раза в три). Что не так?

Это затягивает. Вот я никогда не понимала офисных «шудр» - зачем они горбатятся из дня в день, вместо того, чтобы пуститься в свободное плавание? Ведь фриланс - это свобода! Они объясняли это стабильным заработком и соцгарантиями. Я пожимала плечами.

Работать, негры! Солнце ещё высоко...
А вы всегда обеспечены стабильной работой.

И что? Вот и сама попалась в ловушку стабильности. В тех же итоговых размышлениях я писала, что для меня важнее не один дорогой заказ, но редко, а много среднеоплачиваемых, но часто. С одной стороны, хорошо - постоянно есть работа и прогнозируемый, довольно высокий итоговый заработок.

Но есть и огромный минус. Число иных проектов стало сокращаться.

Вот что бы я могла написать за день? Пару дорогих авторских колонок, аналитическую статью для журнала тысячи на три рублей, пару дамских статей для глянца, кусок сценария для телепрограммы, небольшой рассказ, четверть алки романа, четверть алки нон-фикшен… В итоге это принесло бы мне и пять, и десять тысяч в день. Правда, не сразу. За что-то заплатят через месяц, за что-то - через полгода, за что-то - через год, а то и больше.

А синица - вот она. А мне каждый месяц нужны деньги - такая сейчас вот сложилась ситуация в семье.

Раньше я могла забить на статьи, которые должна была написать в газету, чтобы получить ежемесячный гонорар, ради интересного проекта или наметившегося рассказа. Сейчас я в первую очередь работаю над «синицей» - заказами оптимзаторской конторы и постоянных клиентов, а в итоге уже два фантастических сборника выходят без моих повестей, которые я начала писать, но не успела - эвакуаторы, пластиковые окна и прочие «синицы» оказались важнее.

Финансовое положение своё я поправила. Но при этом многое потеряла.

Да, я стала шудрой. Фриланс-шудрой, с более гибким графиком и более широким выбором занятий, чем шудры офисные. Но…

Есть над чем поразмыслить. С одной стороны. я не хочу терять наработанное, не хочу терять достигнутый уровень заработка. С другой - хочу вернуть былую свободу.


Резюмируя. Раньше мне нужно было стать ответственней и собранней, чтобы лучше зарабатывать, и это была серьёзная цель. Она выполнена. За два года эта цель достигнута. Теперь - надо совместить достигнутое с былой «браминской» свободой.

А значит, надо думать над интенсификацией труда - больше денег за меньшую работу. До этого для меня был характерен экстенсивный путь повышения доходов, как, думаю, и для многих новичков и даже «среднячков» в копирайтинге. параллельно росли и заработки, конечно - за два года с $0.4 - 0.8/килознак до стабильных $2 - $5 (дорогие разовые заказы не считаю). Но рост цен шёл не так интенсивно, как хотелось бы. В основном развитие было экстенсивным. Больше клиентов, больше заказов… Но в сутках только 24 часа.

Пора переходить на более высокий уровень. Так, чтобы и деньги были, и время на разнообразные проекты-журавли оставалось. Вот над этой задачей я и собираюсь в ближайшее время серьёзно думать.

1 комментарий: