понедельник, 22 ноября 2010 г.

Фриланс и деньги. Итоговые размышления

$2 500 в месяц… Год и три месяца назад поставила я эту цель, зарабатывая на сетевом копирайтинге (точнее, на написании контента для сайтов) и прочих текстовых, райтерских работах около тысячи у. е. в месяц. Могу ли я похвастаться достижение результата? Увы, стопроцентно - пока нет. Не хватает стабильности. Стабильно удаётся держать планку в полторы тысячи в месяц. Решила проанализировать причины как успехов в этом деле, так и неудач.

Для достижения общей цели у меня в месяце стоит тридцать целей поменьше - 2 500 рублей в день.


Сразу скажу: в достижении этих 2,5 тыс. рублей в день за год были и серьёзные достижения, и провалы. Тешу себя мыслью, что провалы всё-таки тактические, и будут решены оптимизацией рабочего графика и постепенным повышением расценок, а достижения - стратегические. Ну надо ж себя чем-то утешить :)

Главное - я имею возможность спокойно заработать эти 2,5 тыс. рублей в день. В прошлом августе, когда я заводила этот блог, мне приходилось активно мониторить биржи, ловить практически любые заказы, чтобы набрать заказов на тысячу в день. Не брезговала и заказами по $0.8/тысяча. Шли в дело и адвеговские, и всякие другие.

Сейчас вопрос с поиском заказов на 2,5 тыс. в день решён. Я практически не мониторю Текстсейл и проч. биржи, потому что хватает постоянных проектов и заказчиков. Практически - потому что пару раз в неделю устраиваю «рейды» по поиску новых мест приложения усилий: но уже не каких попало, а поинтересней. А так - заказов на достижение цели хватает.


До недавнего времени это было два основных проекта, между которыми я делила своё основное внимание, и которые давали мне заданий на 1, 5 - 2 тыс. в день. Это новостной сайт и работа на оптимизаторскую контору. Ставки невысоки, но занятость постоянная.

Ещё 500 - 1000 руб. добивались заказами на десятке различных проектов (сюда идут и сайты, и печатные издания, и заказчики). Есть возможность выбрать что поинтересней, некоторые проекты более стабильны, другие предлагают разовую работу. Это и интересно, и какое-то разнообразие, и не все яйца в одну корзину.

Сейчас я прекратила работу над новостями, сконцентрировавшись на сотрудничестве с оптимизаторской конторой и несколькими заказчиками на Текстсейл. Хотя прекращение работы над новостями произошло из-за внешних причин, по деньгам это вышло даже выгодней: точнее, меньше работы на ту же сумму.

В общем, одна из целей достигнута: я больше не думаю о том, где набрать заказов. Теперь стоит другая задача - выбирать из имеющегося заказы или полегче, или подороже. Лучше подороже, конечно ;) В общем, уже нет типичных проблем новичка-копирайтера типа «возьмите меня в БС» и готовности накинуться на каждый кусок мяса… В прошлом августе это было ещё для меня актуально. Сейчас постоянные копирайтерские и иные текстовые проекты вполне обеспечивают меня заказами на 2 500 рублей в день.

Для этого мне надо написать примерно 20 - 40 тыс. знаков.

Сейчас я работаю обычно по цене $2 - 5 за тысячу знаков, хотя часть заказов (увы, не слишком частых, чтобы стать основными) идёт по цене в $5 - 8. Это, например, гороскопы, авторские колонки, статьи, рецензии в некоторые печатные издания. Заказы от $10 - разовые.

Кроме того, я смотрю не столько на знаки, сколько на трудоёмкость. Многие коллеги-копирайтеры, зацикленные на знаках (ниже $5 не опущусь!) меня не понимают. Но мне важней не количество оттарабаненных буковок, а время, на них затраченное. Например, более высокооплачиваемой репортажной работе для газеты я, конечно, предпочту блок заказов туристической тематики по цене втрое меньше - но и время на поездки тратить не надо, обзванивать - договариваться о встречах не нужно, и т. п.

Да, я не могу пока похвастаться высокими ставками, поскольку постоянство в моей нынешней финансовой ситуации (по семейным причинам с сентября она обострилась) важнее, чем расценки. Более того - получая от своего главного источника заработка деньги дважды в месяц, я готова поработать за меньшую цену в «голодные дни», если каждый день мне будут сбрасывать несколько сотен на кошелёк… Более опытные коллеги, читала, решают эту проблему созданием буферной финансовой подушки. Я пока так не могу, но собираюсь решать этот вопрос.

В принципе, $2 - 5 тысячезнак за работу райтера меня устраивает - во-первых, в лучших городских газетах ненамного больше ($5 - 7 при больших требованиях, со звонками-поездками), а во-вторых, главным образом, постоянством. Регулярная загрузка + не надо тратить время на переговоры + знаешь, чего от этого заказчика ждать + гарантия оплаты. Несколько основных клиентов, которые постоянно загружают работой по такой вот сравнительно невысокой цене. Зато, повторюсь, постоянно.

Хочу 36 часов в сутках!

Ну а остаток времени уже можно посвятить менее постоянным, а то и вообще разовым, но более высокооплачиваемым проектам. В частности, можно написать дорогую статью для журнала, за которую заплатят через два-три месяца, или сценарий для телепрограммы, за который тоже денег дадут далеко не сразу, и т. д. Наверное, с буферной финансовой подушкой можно было бы увеличить количество такой работы, но пока не получается.

Иногда я пишу и чуть подешевле, например, в июне написала три статьи по $1/килознак, а в июле по $1.5/килознак для сетевого журнала «Унция» - но это с перспективой на повышении ставок. Там интересная система повышения гонораров. Теперь пишу по $2/килознак, и ожидаю очередного повышения… Но, в общем-то, долларовые заказы меня уже не интересуют… На Текстсейл выставляю статьи от $2.5, думаю повышать. Во всяком случае, в прошлом месяце продала статьи по цене $5 и $6 за тысячезнак, причём вторая была около 5 000 знаков.

Сейчас в профайле на Текстсейл стоит средняя цена $2.6 при продажах 0.4 в месяц. Это одна звезда (свободный доступ к заказам). Думаю, что средняя цена уже для меня маловата.

В общем, в среднем, чтобы заработать 2 500 рублей в день, мне надо написать 20 - 40 тыс. знаков, в зависимости от того, насколько удачные цены на заказы. Иногда больше, иногда меньше.

В хороший день это норма легко выполняется, так как подразумевает среднюю скорость написания в 3 000 зн. в час. Ещё и на блоги остаётся время, и на литературу…

Но это, повторюсь, в хороший. К сожалению, вот такой вот теоретически гладкий график в реальности даёт очень серьёзный сбой. Причина - здоровье, точнее, недостаток оного. Сядешь так в начале месяца или в начале недели, распланируешь: вот, значит, я спокойно пишу 20 тыс. в день со средней скоростью 2 тыс. знаков в час и имею 2 500 рублей в день. Или даже 40 тыс. со скоростью 4 000 зн. в час, но на более простую тему. Красота! В реальности же такая норма нередко нарушается нездоровьем.

Я уже писала, что в сетевой копирайтинг с работы в газете пришла из-за проблем со здоровьем. И не жалею: доходы поднялись в 2 - 3 раза. Но здоровье, сцуко, любит ломать мне планы…

Трое суток повалялся в постели - вроде ерунда, а уже минус 250 баксов из ежемесячного плана. И уже из-за этих трёх суток недомогания цель - $2 500 в месяц не достигнута. И, соответственно, настроение портится, когда на цели смотришь… А тут надо документы ехать делать. Минус сутки, минус $80! Сходила в кино - полдня прогуляла, минус $50. А тут неделя гадской жары, работоспособность упала до 700 - 1000 рублей в день (я работоспособность в деньгах измеряю :))))))) ).

Да и не каждый день получается взять эти 2 500 рублей. Вроде неплохо работала, а за вторник - пятницу заработала 6 700. То есть около 1 700 в день. Причём неравномерно - в пятницу 3 200 за день, в остальные дни - меньше. Что мешало? Попалось несколько заказов, которые пришлось переделывать - придирчивые заказчики. А это выбивает из колеи. Ну а в субботу вообще устроила себе выходной.

Вот так и выходит, в результате, что стабильность заработков не превышает полутора тысяч в месяц. Иногда поднимается, но цель пока маячит невзятой вершиной. И что-то с этим надо делать.

Задумалась я над несоответствием плана и его реализации. И поняла, что надо вносить некоторые коррективы.

Но об этом в следующем посте о том, где же затесалась ошибка в постановке цели.

7 комментариев:

  1. Пока читал, честно говоря изошёл слюнями. Всё равно, что кушать торт со сладким чаем.Простите но это боле похоже на хвалебную оду себе, нежили на наставление начинающим копирайтингам. Я даже бы сказал, что это больше напоминает, заказ на заданную тему в которой соотношение цифр и слов должно соответствовать 30 на 70 процентов. Простите если я Вас оскорбил, это моё личное мнение.

    ОтветитьУдалить
  2. Что ж, Гена, я вполне понимаю, что вы высказываете личное мнение человека, не заработавшего за год на Алвего и пяти баксов (так вы, кажется, о себе писали).

    Загляните в моё портфолио, ради интереса. Мне платят за эти статьи, и платят не плохо. В день в сети появляется до дестяка моих статей. Часто под моей фамилией.

    И этот блог - не "наставление начинающим копирайтерам", а личный волшебный пендель. Иногда - средство обмена мнениями с коллегами, например, по вопросам мотивации.

    Вам же я могу дать один совет - побольше работать, вот и всё. Заведите для начала нормальное портфолио, получите хотя бы одну звезду на Текстсейле - и вы увидите, что можно заработать и пять, и пятьдесят, и пятьсот баксов. Если не слюни пускать, а работать.

    Извините, если резко. Это мое личное мнение.

    ОтветитьУдалить
  3. И я не понимаю, чему вы не верите? Моей звезде и средней цене на текстсейле? Возьмите и проверьте. $2,6 за килознак - это совсем невысокая цена, "среднячковая". Скорость продажи статей в 0.3 - 0.4 в сутки - это тоже мало, у многих текстсейловцев в разы больше (я там просто редко работаю).

    Чему не верите? Расценкам в Унции? Они тоже невысоки, но реальны. Вместо того, чтобы "не верить", пойдите да напишите туда статью.

    Расценки в $2 - 5 в копирайтерских бюро - тоже невысоки, возьмите и проверьте. Если ва возщьмут, конечно - ноэто тоже не сложно, просто создайте себе нормальное портфолио.

    Может, надо где-то что-то делать, а не только скептически похмыкивать?

    ОтветитьУдалить
  4. Я не хныкаю я как в песне - бьюсь как рыба а денег не надыбал. Похоже я Вас обидел прошу прощения, честное слово не хотел. С уважением Гена.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну, если вы год на Адвего... может, стоит изменить приложение усилий? Попробовать хотя бы Текстсейл? Школу Жизни? Унцию? Для начала...

    Тем более, если не ошибабюсь, вы говорили, что вы журналист? Так вы попробуйте создать портфолио - и по сайтам, копирайтерским бюро, оптимизаторским конторам.

    Ну а на Адвего сложно заработать больше 100 - 200 у. е. в месяц, хотя некоторые копи зарабатывают и больше (но очень напряжённым трудом). Как? Набивайтесь в БС, рекламируйте себя и свои работы на форуме, набивайтесь даже в недорогие БС.

    Я никогда на Адвего больше сотни баксов, кажется, в месяц не получала (расценки маелнькие, приходилось подрабатывать в других местах), но завела массу полезных контактов. Оптимизаторская контора, на которую сейчас работаю, давала заказы на Адвего, очень недорогие. Я напросила в БС, написала несколько десятков очень хороших работ по небольшим ценам. Мне предложили прямую работу.

    Есть и другие заказчики с Адвего, иногда стучат по старой памяти в аську - но уже по ценам от $1,5 - 2.5.

    Это нарушение адвеговских правил, но на самом деле многие так делают, когда тесно начинают работать с постоянными заказчиками. Адвего - это старт, очень удобный старт.

    Больше активности - без "напрашивания" в БС и саморекламы на тамошнем форуме сложновато найти свободный заказ на статьи.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо за науку и просто за общение. С уважением Гена.

    ОтветитьУдалить
  7. Всяческих удач! Надеюсь, вы найдёте свою прибыльную нишу!

    ОтветитьУдалить